Где работать бортпроводником – в гражданской или бизнес-авиации?

Где работать бортпроводником – в гражданской или бизнес-авиации?

Гражданскую авиацию ругают за рутинную работу и ежедневные одинаковые вопросы «курица или рыба?». Бортпроводники из бизнес-авиации жалуются на многозадачность – когда нужно и кейтеринг заказать, и салон убрать, и уметь отличать пинотаж от шираза.

Правда, как всегда, где-то посередине. В статье мы попытаемся предоставить факты и объективно оценить плюсы и минусы каждого вида перелетов.

Гражданская авиация

Регулярные рейсы совершаются по расписанию и перевозят пассажиров + их багаж. Бортпроводник гражданской авиации обеспечивает безопасность в полете (проверяет аварийно-спасательное оборудование), помогает найти место и разместить багаж, разносит питание.

Стюардессы на регулярных рейсах получают зарплату от 50 тысяч руб. и имеют несколько возможностей сделать карьеру.

Плюсы и минусы гражданской авиации

Когда стоишь на земле, работа бортпроводников кажется раем. Перелеты, новые страны, общение с людьми, практика в английском языке… Но по факту рейс – это тяжелый труд, который не всегда достойно оплачивается. Например, чтобы налетать норму (80 часов), нужно постараться.

Стюардесса при полном параде должна прибыть минимум за 2 часа до вылета, пройти брифинг, подготовить салон к приему пассажиров. Все это время не учитывается при подсчете летных часов – они считаются с момента запуска двигателя самолета.

Плюсы работы на регулярных рейсах:

  • Заработная плата выше средней по стране;
  • Возможность путешествовать и увидеть мир;
  • Увеличенный отпуск – как правило 50-70 дней в году;
  • Ранний выход на пенсию – после 45 лет можно уйти из профессии;
  • Бонусы для самой стюардессы и ее семьи во время личных перелетов;
  • Хороший уровень английского (обязательное требование компаний) и его постоянная практика.

Минусы:

  • Напряженный график работы и невозможность спланировать отдых с семьей, поездку на природу, походу к другу на День рождения.
  • Физически тяжело. Организм бортпроводника подвергается регулярным нагрузкам при взлете и посадке, да и тележка с обедами для пары десятков пассажиров может весить около 100 кг.
  • Психологические перегрузки. Стресс – неотъемлемая часть работы стюардессы. Нетрезвые или капризные пассажиры, которых невозможно попросить покинуть помещение, не раз проверят вас на прочность. 
  • Разворотные рейсы. Если вы мечтали работать в авиакомпании, чтобы посетить другие страны, то придется поумерить ожидания. Иногда нет времени даже покинуть аэропорт – прилетев в Вену, вы вынуждены через час лететь обратно в Нальчик.
  • Каблуки – обязательная часть дресс-кода.

Коммерческая авиация

Частными рейсами летает небольшой процент населения, к тому же в самом салоне обычно находится 2-19 человек вместо стандартных двух сотен эконом-класса на регулярных рейсах.

Чаще всего такие самолеты заказывают бизнесмены с семьей или сотрудниками, чиновники, медийные личности, спортивные команды.

Преимущества и недостатки бизнес-авиации

Работа стюардессы на корпоративных рейсах окутана тайной и домыслами. Здесь еще жив миф о том, что бортпроводница должна иметь модельную внешность и параметры, и о том, что каждый второй пассажир в бизнес-авиации представляет собой карикатуру из России 90-х с золотой цепью и соответствующими манерами.

В реальности персонал бизнес-джета имеет четкий и большой объем обязанностей и бонусов. Поговорим о них.

Плюсы работы на частных рейсах:

  • Проживание в дорогих 5-звездочных отелях;
  • Высокая заработная плата от 2000 евро в месяц;
  • Возможность увидеть самые экзотические уголки планеты;
  • Удобный график работы (обычно это 2 недели работы/2 недели отдыха);
  • Легче устроиться – не обязательно проходить ВЛЭК, рассматриваются кандидаты без опыта;
  • Оплата рабочих расходов, таких как мобильная связь, проживание в отеле, лечения и больничного;
  • Возможность работать с постоянными клиентами, с которыми нашли взаимопонимание (семья, бизнесмен).
  • Эстетичность сервиса – вы будете работать в красивом салоне, подавать еду на фарфоре и класть рядом приборы из столового серебра.

Минусы:

  • Высокие нагрузки на здоровье – возможно, придется работать даже во время набора высоты.
  • Больше ответственность – вы заказываете еду, сервируете стол, формируете винотеку, убираете салон и полностью отвечаете за обслуживание в полете.
  • Перфекционизм – солонка должна быть повернута к клиенту логотипом, при посадке пассажир может попросить включить определенную музыку. Нюансы разнятся от клиента и работодателя.  Иногда требуется заказать кошерную еду, а при подборе букетов сказать флористу не добавлять лилии, т.к. у кого-то аллергия. Внимание к деталям – требование для стюардесс на частных рейсах.
  • Требуется регулярное обучение – нужно уметь подбирать химию для уборки, пройти курсы сомелье, поддерживать английский на хорошем уровне, знать этикет и сервировку.

Чтобы лучше понять, какое направление вам подходит – гражданская или бизнес-авиация – остановимся подробнее на условиях работы в каждом из них.

Заработная плата

В гражданской авиации з/п начинается от 50 тысяч рублей. Для достойного финансового обеспечения нужен карьерный рост и работа в бизнес-классе или старшим проводником, инструктором. А это – дано не каждому.



Болеть, будучи стюардессой в условном «Аэрофлоте» или «Победе» невыгодно – з/п резко уменьшается. Лечатся сотрудники часто за свой счет, потому что работодатель не оплачивает хорошую клинику.



В бизнес-авиации зарплата стартует от 2000-3000 € в месяц. В пересчете на российскую валюту на момент написания статьи это – 266 000 рублей. В перспективе (и без смены должности) заработная плата бортпроводника может увеличиться до 5000 € в месяц, то есть до 443 500 рублей.

График работы

На регулярных рейсах сотрудник имеет ненормированный график. Можно прилететь домой рано утром, а на следующий день – опять рейс, к которому необходимо подготовиться. Этот день (с 4 утра до момента выхода из дома) – считается выходным.

В коммерции есть два популярных варианта работы: 2 недели работа/2 недели отдыха или 3 недели работаешь/3 недели отдыхаешь. Такой график позволяет планировать жизнь, видится с семьей и друзьями, ходить в театры и заниматься спортом.

Условия полета и проживания

Здесь гражданская и бизнес-авиация отличаются как небо и земля. Судите сами:

  • В БА случае бортпроводник живет в отдельном номере в пятизвездочной гостинице, в ГА – делит простой номер с другой стюардессой.
  • В БА внешний вид и дресс-код комфортен сотруднику, в ГА – девушки вынуждены проводить многочасовые рейсы на каблуках, фиксировать волосы слоями лака и шпильками.

Стоит ли говорить о необходимости носить пластиковые ланч-боксы, раздавать однообразную еду и спиртное вместо того, чтобы быть щедрой хозяйкой на борту, красиво сервировать еду и приносить ее на дорогой посуде?

Требования к кандидатам

Удивительно, но в коммерции требований к кандидатам меньше, чем на регулярных рейсах. Проходить ВЛЭК нужно не всегда, иметь свидетельство бортпроводника не обязательно.

Самый минимум, на который обращают внимание при трудоустройстве в коммерцию: приятная сервисная внешность, английский не ниже Pre-intermediate и отсутствие проблем по здоровью.

Служебные издержки

Бортпроводники в гражданской авиации самостоятельно оплачивают дорогу до аэропорта и мобильную связь – это существенная финансовая нагрузка и еще одна статья расходов. В бизнесе эти траты берет на себя работодатель.

Куда же пойти: в бизнес или гражданскую авиацию?

Зависит от ваших личных качеств и амбиций. Если вы хотите много зарабатывать и при этом не боитесь ответственности, вам нравится проявлять инициативу и управлять процессами – выбирайте путь в бизнес-авиацию.

Если любите предсказуемость и вас привлекает пусть рутинная, но знакомая работа, вам в гражданскую авиацию.

Остались вопросы? Задайте их в нашей группе или позвоните по контактному телефону +7 (495) 132-64-14